Если подойти к  играм в карты, домино и кости творчески, они вполне могут стать отличными «развивалками». Известный анекдот про Вовочку, который прекрасно умел считать до 10 и больше (валет, дама, король, туз), демонстрирует, каким хорошим инструментом обучения могут быть привычные вещи. О том, кто такой Карл Великий, какие есть на земле страны, «король-солнце» Людовик четырнадцатый узнал благодаря колодам карт, специально изготовленным для него. Пора пересмотреть отношение к картам и костяшкам домино как к пороку игроков из романов Достоевского и пузатых дядь в майках-алкоголичках. Карты, кости и домино – вполне детские игры. А азарт? Ведь если подумать, это не что иное, как живой интерес, а значит, горящие глаза, внимательные ушки, и ловкие ручки осталось лишь наполнить привычные игры полезными комментариями, модифицировать привычное использование костяшек и картишек, и мы получим недорогой многовариантный инструмент развития ребенка.

Детский азарт с костями

Кости – инструмент постижения теории вероятности. Но пока наш малыш до нее не дорос, попробуем просто поиграть в игру «Угадай-ка». Задумываем число, записываем его (очень важный этап, как вы догадываетесь), а потом бросаем кубик. Совпало – ставим галочку, не совпало – ничего страшного, вторая попытка. Чтобы кости можно было использовать раньше того срока, как крохе исполнится три года, их надо модифицировать – увеличить. Хотите – купите готовые поролоновые кости-кубики, которые продаются для автолюбителей в качестве украшения на заднее стекло. Можно сделать крупные кубики самостоятельно. Для этого на обычный кубик наклейте картон и на него уже шесть кружочков. Еще один вариант: сделайте цветные точки на гранях – и можно играть в соответствие. Например, бросаем куб, называем цвет, который выпал, и просим кроху найти кружок того же цвета на другом кубике. Дети очень любят играть во все съедобное, например, в шашки, когда съесть шашку противника можно не в переносном, а в прямом смысле. В качестве фишек мы обычно выбираем курагу, сушеные персики, печенье разных цветов, орешки. Вкусной можно сделать и игру в кости.

  • Нам нужны стаканчики, на которые наклеим цифры – от 1 до 6.
  • В каждый стаканчик положим печенье, в первый – одно, во второй – два и так далее до шести.
  • Теперь пусть малыш бросает кости. Допустим, выпало пять, можно забрать себе печенье. Пустой стаканчик наполняем снова. Продолжаем кидать косточки, пока не надоест. Выигрывает съевший больше всего печенья.

Эффект домино

Первая азартная игра, которую давно обратили в развивающее пособие, – это домино. Да, интересные костяшки с точечками привлекают внимание детей с детства. Еще бы: они контрастные и приятные на ощупь. Сначала трехлетний ребенок будет строить из этих костяшек домики и гаражи. Вы можете поучаствовать, озвучивая каждый кирпичик: «Подай мне «два – пусто», «один – один», «Вот молодец, положил «два – три» и т.д. Уже в этой строительной игре можно ненавязчиво продемонстрировать цепную реакцию. Показать наглядно эффект домино. Для этого костяшки установите на короткое ребро одну за другой. Затем попросите малыша аккуратно толкнуть отряд домино – солдатиков, и смотреть, как костяшки падают. Хорошо если у вас дома не один набор домино, а несколько. Тогда действительно получится длинная армия.

Преимущество обучения счету по костяшкам домино заключается в том, что ребенок учится оперировать с цифрами не как со знаками (1, 2, 3, 4 и т.д.), а как с количеством. Точки на домино контрастны – это либо черные на белом, либо белые на черном фоне, и представляют некое множество. Именно так (кружочками) учат математике по знаменитой методике Глена Домана. С помощью костяшек вы можете пройти несколько этапов обучения:

  1. Узнавание количества (смотри – ничего, а это – один);
  2. Равенства (когда мы учим малыша прикладывать шесть точек к шести, а одну – к одной);
  3. Решение примеров (берем костяшку «1-2» и просим посчитать все точки).

После «трогательного» этапа можно начинать математические операции. Сначала просто посчитаем, сколько у нас в наборе костяшек. Их 28. Теперь посмотрим, какие числа нарисованы на костяшках.

Домино – это игра, в процессе которой выстраивается цепь косточек, соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. Домино способствует развитию и математических способностей, и логического мышления.

Карточные игры

Карточные игры помогают постичь законы логики, комбинаторику, учат классифицировать, изучать состав числа. Колода карт компактна, стоит недорого, а возможности ее применения в детском обучении обширны. Из азартной игры она легко превращается в развивающую. Какие карты выбрать для малыша? Крупноформатные, так называемые JUMBO. Их проще держать в руке, сердечки и ромбики на них виднее. Можно использовать нейтральные карты или же купить колоду со специальным детским дизайном.

Вот несколько примеров того, как можно «играть в карты» с ребенком.

Классификация

Попросите малыша разложить карты по цветам. Красные в эту стопочку, черные – в эту. Теперь усложните задачу. Покажите разницу между ромбом и сердечком, попросим разложить по мастям. Когда ребенок познакомится с понятием числа и научится считать до десяти, мы попросим его разложить карты по кучкам: двойки, тройки, четверки и т.д.

Больше-меньше

Нет, недаром Чарльз Лютвидж Доджсон, известный нам под псевдонимом Льюис Кэрролл, выбрал именно колоду карт для первого путешествия Алисы. Логик и математик, он понимал, какие интересные вещи таятся в этих картонках. Карты также позволяют усвоить понятие старшинства, и научится выкладывать последовательности, разбираться в иерархии. Вот король – старше дамы, но королей – четыре. И короли эти могут быть равны, пока один из них по воле случая не станет козырем.

Комбинаторика

Карты – уникальный инструмент для развития мышления. Так, например, вы можете выложить последовательность карт – валет, дама, туз, шестерка – и попросить ребенка повторить последовательность.

Следующая задача посложнее: надо выложить карты таким образом, чтобы рядом лежали карты разных мастей и разного достоинства.

Теперь попытаемся объяснить множества. Направо – не красные, налево – не черные. Нарисуйте на бумаге два круга и попросите положить в центре одного круга не бубны, а в центре другого не черви и не пики. Меняйте задания.

И наконец, самое сложное задание. Попросите ребенка положить направо все красные карты, а налево все десятки. Трудность возникнет тогда, когда он поймет, что у него в руках оказались десятка бубен и десятка червей. Так подспудно мы подводим к понятию пересекающихся множеств. Эти карты относятся и к красным, и к десяткам, значит, поможем ребенку нарисовать круги на бумаге так, чтобы они пересекались, и две злополучные десятки положим в серединку. Нагляднее такие вещи делать, конечно, не с кругами, нарисованными на бумаге, а гимнастическими обручами разного цвета – синего и красного.

Со временем, вы можете усложнять карточные игры, играя с ребенком в такие игры, как: «ведьма», «пьяница», «двадцать одно» и т.д.