Часто бывает, что приходится выслушивать не слишком приятные отзывы или даже жалобы на ребёнка от воспитателей, учителей, других родителей или даже от родных бабушек и дедушек. Дети растут, развиваются, учатся, и это нормально, что они совершают ошибки и не все сразу у них получается. Но вот как правильно реагировать на жалобы? Ответ на этот вопрос должен знать каждый родитель, который хочет вырастить своего ребёнка полноценным счастливым человеком.

Не обсуждаем и не осуждаем ребёнка

Для начала хочется отметить, что никогда не следует обсуждать с другими взрослыми поведение ребёнка в его присутствии. Когда ребёнок слушает, с какой вы лёгкостью всем подряд рассказываете о его поведении, у него рушится самое базовое по отношению к родителям – чувство доверия. И потом, кода ребёнку исполняется 11-12 лет и у него появляется «своя жизнь», многие родители удивляются: он всегда был таким послушным, мы его не обижали и дружили, но сейчас он нам ничего не рассказывает, а на все вопросы «как дела в школе?» отвечает односложно «нормально».

Все делов в доверии! Где-то на глубоком уровне у ребёнка сформировалось ощущение – «зачем я буду делиться сокровенным, родители все про меня расскажут». Поэтому, когда жалуются на вашего ребёнка, золотое правило номер один: не обсуждать его поведение и поступки в присутствии ребёнка.

Второе правило: что бы ни случилось, какой бы на ваш взгляд ужасный поступок не совершил ваш ребёнок – всегда будьте на его стороне. Это не значит, что вы должны поощрять его поведение или потакать его слабостям. Это значит, что вы не должны примыкать к давящей и контролирующей стороне – к учителям и другим взрослым. Вы можете разделять их точку зрения, считать жалобы оправданными, но вы не должны забывать, что это ваш ребёнок, под вашей защитой.

Если на ребёнка много жалуются, то можно совершенно незаметно стать на сторону его «врагов» – тех, кто вечно недоволен, тех, кто его совсем не любит. Таким способом вы точно не сможете помочь изменить и улучшить поведение вашего ребёнка.

Что делать с жалобами на ребёнка?

Для начала выясните такие моменты:

  • Является ли объективным в оценке поведения сам учитель или воспитатель? Нет ли у него личной конфронтации с вашим ребёнком? Такое, к сожалению, встречается часто. Педагогам нужны «удобные» дети, и если ребёнок требует к себе повышенного внимания, часто это может вызвать несправедливые обвинения, как неосознанный протест и отказ от своей работы;
  • Не является ли его поведение следствием длительной и двусторонней вражды среди сверстников? Вспомните себя, как часто приходилось выяснять отношения с одноклассниками? И как часто в таких ситуациях виноваты были сразу несколько детей, а доставалось только тому, кто был менее хитрым и не умел вовремя скрыть свои эмоции от учителей;
  • Достаточно ли много времени вы проводите с вашим ребёнком в спокойной и ничего не требующей от него атмосфере? Возможно, у вашего ребёнка накопилось напряжение, и совсем нет возможности отдохнуть и «перевести дух». Если вы ничего не обнаружили из вышеуказанных признаков, только тогда можно сделать вывод, что ваш ребёнок явно не прав и заслуживает справедливого наказания.

В любом случае если на ребёнка жалуются, воспринимайте это не как трагедию или проблему, а как сигнал «что-то идёт не так» и последующее решение должно звучать так: «мы справимся с этим вместе». Будьте чутки, внимательны к своим детям. Особенно в те периоды их жизни, когда не все идёт гладко, и тогда вы сможете быть для своих детей добрым другом, а это самое ценное в воспитательном процессе.