Как сделать шагоход для бездорожья

Шагающее устройствоНаверное, каждый, столкнувшись с бездорожьем, мечтательно вздыхал: эх, вот бы тут иметь шагающий транспорт! И на крутой косогор на нем можно забраться, и любое нагромождение камней преодолеть. Видимо, и при освоении других планет подобные машины будут весьма кстати. Не случайно специалисты проявляют к ним не малый интерес. Еще в позапрошлом столетии известный русский математик П.Л.Чебышев разработал и построил шагающий механизм. Подомный принцип положен в основу конструкций шагающих экскаваторов, работающих в горных и угольных карьерах, на строительстве каналов. Предлагаем и вам изготовить несложный шагоход. Взявшись за него, вы наверняка почувствуете вкус проблем, которые волнуют создателей аналогичных машин. А изготовив с друзьями несколько подобных машин, сможете устрагивать увлекательные соревнования.

Технология изготовления шагающего механизма (шагоход)

Чтобы сделать шагоход понадобятся узлы от старого велосипеда, стандартный крепеж и детали от раскладных кроватей. Устройство его показано на рисунке 1. На основной площадке располагается сиденье водителя, привод перемещения и механизм поворота. При вращении рычагов 13 меняется взаимное положение площадки 3 и наружной опоры 1, чем и обеспечивается движение вперед. Фазы процесса перемещения показаны на рисунке 2.

Водитель вращает педали каретки 6, сидящие на одной оси с малой звездочкой 12, движение которой передается цепью на большую звездочку 11, укрепленную посередине правого (см. рис.) вала 7. Вал на наружном конце имеет такую же звездочку и связан цепью с левым валом, с аналогичной звездочкой. Таким образом, оба вала вращаются синхронно, с одинаковым числом оборотов. На наружных концах валов закреплены четыре рычага 23 – велосипедные педали с шатунами, опирающиеся на наружную опору 1 и скрепленные с нею накладками. Когда последняя поднята, площадка опирается на грунт через свою поворотную опору 2. В этом положении вращением руля 9 через рычаг 5 может выполняться поворот площадки 3 с поднятой наружной опорой 1 относительно опоры 2. После опускания наружной опоры движение продолжается в ином направлении.

Для обеспечения плавного опускания площадки 3 (рис.2 – фазы Б-В) устанавливают амортизаторы 4. Без них при резком ударе педалей водитель может не усидеть на сиденье.

А сейчас расскажем более подробно о некоторых конструктивных решениях, ориентируясь на максимальное использование готовых велосипедных деталей – звездочек, шатунов, педалей, цепей, руля. Для изготовления трубчатых элементов площадки и наружной опоры советуем использовать трубы 22х1,5 от раскладушки. Элементы площадки соединяются сваркой, а еще бы лучше – пайкой латунью.

Валы 7 вращаются в разъемных подшипниках с разрезными фторопластовыми вкладышами. Для снижения веса хорошо бы выполнить валы из стальных тонкостенных труб подходящего размера.

Исходя из ориентировочного расчета (вес площадки с водителем – порядка 80 кг, усилие на педаль не более 15-20 кг) передаточное отношение ведущей 12 и ведомой 11 звездочек должно быть порядка 4…4,5.

Поворотный механизм показан на рисунке 3. Поворотная площадка состоит из трубы-опоры 1 с пластинами 8 на концах, фланцем и шкворнем 2, вращающимся в соответствующем отверстии основной площадки. На ее поперечной трубе имеется также фланец, а между фланцами для снижения трения – промежуточная фторопластовая шайба 3. Вращение поворотной площадки производится за палец 4 рычагом 5, закрепленным на конце рулевого вала 7. Вал проходит через рулевую колонку 6, на верхнем конце которой закреплен руль. Для улучшения сцепления с грунтом к пластинам 8 крепятся на клею или приклепываются резиновые накладки 9.

У концов опорных поверхностей, наружной опоры также установлены резиновые накладки, например, отрезки велосипедной покрышки длиной 100…150 мм (они показаны на рисунке 1).

Амортизатор (рис.4) выполняется из велосипедного шинного насоса 1. В отверстие для шланга ввертывается переходник 4 для шарнирного соединения с пальцами площадки 5. Шток насоса (без рукоятки) через палец 7 и хомут 6 также шарнирно соединяется с наружной опорой. К корпусу насоса приваривается или припаивается латунью бобышка 2 с дроссельным винтом 3 для регулирования выхода воздуха из цилиндра, чем и настраивают плавное опускание площадки, то есть собственно амортизацию. Настройка правого и левого амортизаторов должна быть одинаковой, иначе площадка при опускании будет перекашиваться.

шагоход рис 1шагоход рис 2шагоход рис 3шагаход рис 4

На наших рисунках не показаны устройства для натяжения цепей. Для большой или малой цепей можно воспользоваться натяжным «гусем» от велосипеда с механизмом переключения передач.

Цепные передачи обязательно должны быть снабжены ограждениями, щитками (на рисунке они не изображены). Их можно изготовить из жести.

Похожая информация:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>