Батик на дому. Технология окраски ткани

БатикБатик – слово малайское. В Индонезии, Индии, Китае, так называют яркую многоцветную ткань. Но технология изготовления таких материалов была известна еще в Древней Руси под названием «кубовой набойки». Узор на ткань – а это был главным образом домотканый холст – носили с помощью специальных резных досок, покрытых восковым предохраняющим составом. В тех местах, где резьба это позволяла, воск переходил на ткань. На материале сначала получалась как бы восковая печать. Затем ткань опускали в куб – большой котел с краской. Через несколько минут доставали, полоскали и сушили. Восковой оттиск оставался не закрашенным, а остальные участки становились цветными.

Где применяется батик

В наше время техника батика широко применяется при росписи платков, косынок, сумок, салфеток, ярких платьев, ковриков и панно. Ее можно использовать не только в промышленных, но и в домашних условиях.

Простейший вид батика похож на изготовление радиолюбительских печатных плат способом одноразового травления. Нанесем краской (или тем же воском) на фольгированный стеклотекстолит рисунок будущих токоведущих дорожек, а потом протравим плату раствором хлорного железа, кислоты или в электролизере. Там, где фольга не была защищена краской, она вытравится – останутся только нужные нам проводники. Теперь с них можно смыть краску – и печатная плата готова. По схожей технологии действуют и фотографы, делая черно-белые снимки, или полиграфисты, готовя печать с фотоклише.

Так и при простейшей технологии батика места, порытые защитным слоем «вапы» (веществом, выполняющим функции воска), при крашении ткани останутся бесцветными. Когда же вапу удалят, они вновь приобретут изначальный цвет. Например, белую ткань покрыли восковыми «горошками» и покрасили в синий цвет. После удаления вапы мы получим белые горошки на синем фоне. Если материал был желтым – скорее всего, получим желтые горошки на зеленом фоне. «Скорее всего» потому что предсказать цвет, тем более при различных типах красителей, зачастую трудно. Вот почему, чтобы случайно не испортить ткань, желательно предварительно провести опытное крашение маленького лоскутка.

Более сложный вид батика предполагает нанесение рисунка, крашение и удаление вапы в  несколько переходов. Такой процесс сродни технологии производства многослойных печатных плат, цветной фотографии или многоцветной типографской печати. Освоить его не так-то просто. Но зато результат может превзойти все ожидания.

Общее правило: ткань для сложного батика нужно брать светлую – лучше белую, но можно и кремовую, розовую, голубую, желтую, бежевую или бледно-зеленую. Тогда проще избежать того, что получится не тот цвет, которого ожидали. Ведь у различных типов красителей и разных сортов ткани иногда может проявиться очень «упрямый» характер. Освоение тонкостей батика требует усилий. А потому начнем с его «азов».

Батик бывает двух разновидностей – горячий и холодный. Отличаются они главным образом температурой вапы (повышенная или комнатная) и рецептом ее приготовления (составом). Помните, что обе технологии довольно опасны, поэтому при работе надо быть осторожным и внимательным к нашим замечаниям.

Технология горячего батика

Для горячего батика вапу готовят так. В небольшую эмалированную кружку кладут мелко наструганные парафин (две части по массе) и воск (одна часть), а затем добавляют технический (или обычный) вазелин (одна часть). Парафин является наполнителем и до известной степени заменяет собой воск (как бетоне песок подменяет цемент). Поэтому в некоторых случаях воска в вапе может быть меньше, но именно за счет парафина, а не вазелина. Вазелин облегчает удаление вапы. Состав нагревают на слабом огне (без открытого пламени), перемешивая чайной ложкой до получения однородной смеси.

Поскольку при этой разновидности батика состав должен быть постоянно горячим, применяют различные подогреватели. Наиболее простой, доступный и безопасный – тот, что обычно используют на почтах для разогрева сургуча. Это металлический стакан с отверстием внизу – для подвода электрокабеля и охлаждения. Внутри, в патроне «с ножкой» – 100-ватная лампа на 220 вольт; над ней подвешена кружка с подогреваемым составом (см. рис.).

Технология батика

Если у кружки есть ручка, для нее в стакане следует сделать вертикальный паз. После работы подогреватель выключают, но остатки готовой вапы можно вновь разогревать и использовать.

Технология холодного батика

Иная технология холодного батика. Вапу делают из двух частей резинового клея, двух частей бензина (любого, но без загрязняющих примесей) и одной части парафина. Недостаток последнего можно восполнить резиновым клеем. Состав этот пожароопасный, поэтому будьте осторожны: бензин «не терпит» открытого огня или электрических искр.

Готовят состав следующим образом. В чистую кружку насыпают мелкие стружки парафина, наливают клей, потом бензин. Хорошо перемешивают и ставят в «горячую баню» – в сосуд кипятком. Массу непрерывно помешивают ложкой, пока не станет однородной. Затем остужают и переливают в бутылку с плотно закрывающейся пробкой.

Для начала попытаемся сделать вещь попроще, скажем, коврик. Для него можно взять шелк, бязь, суровое полотно, любую белую материю. Ткань надо натянуть как можно туже на рамку, или, как говорят художники, на подрамник – это основание будущей «картины». Подрамник делают из дерева, он должен быть легким и прочным, а по габаритам – чуть меньше выбранного куска материи.

Сперва мелкими гвоздиками прибивают ткань к одной из широких сторон подрамника (сзади). Желательно, чтобы здесь материал был с кромкой. Потом, натягивая ткань, прибивают ее противоположную сторону. Когда с широкими сторонами покончено, точно так же по очереди закрепляют узкие стороны.

Если материя натянута хорошо, можно приступать к нанесению рисунка. Его делают простым мягким карандашом. Можно сначала сделать рисунок тушью на полупрозрачной бумаге (например, кальке), подложить ее под ткань с обратной стороны и перерисовывать «на просвет». Понятно, что ткань в таком случае должна быть тонкой, не очень темной, а свет – достаточно ярким.

Вапой покрывают те участки материала, где нужен его натуральный цвет. Остальные увлажняются красителем с помощью широкой кисти. Часто употребляют фотокраски, поскольку они очень ярки. Можно использовать не один цвет. Но это уже будет роспись.

Такова любительская технология батика. Производственная же куда сложнее. Там разрисованную ткань промывают в специальном растворе – закрепителе либо вводят его в состав красителя, а потом ткань обрабатывают паром в специальных камерах. Мы сделаем проще. Хорошо просохший на подрамке материал снимем и прогладим теплым утюгом через чистую и пористую бумагу, например, через фильтровальную промокашку. Она впитает состав. Эту процедуру можно повторить несколько раз, пока первоначальный цвет не будет полностью выявлен. Ткань желательно промыть в чистом бензине, а потом тщательно высушить и прогладить. Это особенно важно при холодном батике.

Еще несколько способов. При горячем способе оставлять кисть в кружке не следует – разлохматится, придет в негодность. Работу можно ускорить, если состав наносить не кистью, а специальными штампами. Обычно их делают из металла, а затем обтягивают шелком или трикотажем. Например, для получения мелкого «горошка» используют головки гвоздей, винтов или канцелярские кнопки. Укрепляют их на деревянной основе. Штампы можно вырезать из жести или гладкого фетра. Их ненадолго опускают в состав, стряхивают излишки, а потом плотно прижимают к материи в нужных местах.

Похожая информация:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>